Доклад на Тему Средние Века

      Комментарии к записи Доклад на Тему Средние Века отключены

Доклад на Тему Средние Века.rar
Закачек 3010
Средняя скорость 4337 Kb/s

Доклад на Тему Средние Века

Доклад — История

Другие доклады по предмету История

Сообщение на тему

юридического факультета СПЭК

В исторической науке понятие средневековье укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. Промежуточные века между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода — более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом одичания и грубого невежества, а средние века — временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Напротив, историки так называемой романтической школы начала ХIХ в. называли средневековье золотым веком человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

В истории, как и в природе, существуют ритм, ритмическая смена эпох и периодов, смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски. Ритмичность и периодичность свойственны всякой жизни.

Развитие народов мира происходило неравномерно. В то время как в передовых странах Западной Европы к концу средних веков развивались промышленность, торговля, банковское дело, на остальной территории Западной Европы, в Азии и части Африки, Австралии, Америки и Азии сохраняется первобытный строй.

Многие из ныне существующих городов появились в средние века. Это дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры.

Со времён средних веков люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами.

Мускулы человека в некоторых видах работ были вытеснены водяным двигателем. Появились доменные печи, а металл стали обрабатывать на на сверлильных, токарных, шлифовальных станках. В производстве тканей начали пользоваться самопрялкой с ножным управлением и горизонтальным ткацким станком. Для развития венного дела решающее значение имело изобретение пороха и огнестрельного оружия.

В мореплавании люди применяли компас и другие приборы. Они научились строить более совершенные корабли. Смелые путешественники обследовали значительную часть суши, морей и океанов, открыли новые материки -Америку и Австралию, обогнули с юга Африку, исследовали северо-восточную часть Азии. Человек окончательно убедился в шарообразности Земли.

В средние века формируется новый, религиозный тип культуры, пришедший на смену мифологическому. Религия стала одной из главных движущих сил этой эпохи, ей принадлежит роль фундаментальной мировоззренческой основы духовной жизни Средневековья. Три мировые религии: христианство в Европе, буддизм и ислам на Востоке на

протяжении всего Средневековья определяли философию и художественную культуру.

Главная цель мировых религий познать самого себя, окружающий мир и Бога. Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом абсолютным божеством. Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество. Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли. Тогда в мире существовало три вида религий- христианство, буддизм и ислам.

Буддизм самая ранняя по времени из мировых религий зародился в VI в. до н. э. в Индии. Согласно этому вероучению, земная жизнь человека это страдание, и только после смерти его душа с помощью Будды сможет достигнуть блаженства нирваны.

Второй по времени возникновения и самой распространенной сегодня в мире религией является христианство. Возникло христианство в I веке в восточной части Римской империи Палестине. Сначала его носителями были преследуемые властью секты верующих в единого бога Иисуса Христа Спасителя.

Ислам (буквально: покорность, смирение) третья мировая религия появился в VII веке в Аравии. Его приверженцев называют мусульманами (верными, покорившимися Аллаху). Это учение провозглашает единым богом Аллаха.

Эти религии повлияли на складывание современной морали, нравственных правил поведения людей.

В средние века образовались государства, существующие и поныне : Англия, Франция, Россия, Голландия, Польша и другие. В Западной Европе тогда же зародилась и стала развиваться современная демократия. В ряде стран возникли выборные представительные учреждения- парламент в Англии и ему подобные, где зажиточные группы населения могли отстаивать свои интересы. В европейских городах сложилось самоуправление- выборные городские советы, а также цехи, гильдии, университеты с избранными руководителями, в деревнях крестьянские общины, решавшие общие сельские дела.

В Византии было записано римское право: оно послужило основой не только для законов средневековых государств, но и буржуазного права нового времени. Возник суд присяжных, который в ряде стран поныне применяетс�

Несколько тысячелетий продолжалась история Древнего мира. С падением в конце V в. Западной Римской империи ей на смену пришёл новый период всемирной истории, продолжавшийся до конца XV в. Этот тысячелетний отрезок времени принято называть Средними века­ми или Средневековьем.

Почему же оно так называется? Конечно, сами люди того времени не могли считать, что живут в Средние века. Чтобы возникло такое название, на смену этому периоду должен был прийти следую­щий. В XV — XVI вв. многие образованные люди восхищались достижениями Античности, а века, последовавшие за падением Рима, считали време­нем упадка культуры. Теперь же, полагали они, наступает новая эпоха, когда Античность возрожда­ется. А в промежутке между Античностью и своим временем они усматривали лишь дикость и суеве­рия, нашествия и войны. Это тысячелетие они и назвали Средними веками.

Так в истории закрепился образ «тёмных веков», времени бесконечных войн и жестокости. Даже сей­час иногда можно услышать определение «средне­вековый» в значении «дикий», «жестокий», «неве­жественный». Действительно, дикости, жестокости и невежества тогда хватало. Но Средние века были также временем искусных ремесленников и благо­родных рыцарей, мудрых государей и вдохновен­ных поэтов. В Средние века строились величествен­ные соборы, происходили великие открытия. Учёные давно уже отказались от однобокого пред­ставления о Средневековье как о чём-то только плохом или только хорошем. А сам термин «Сред­ние века» является, конечно, условным, но лучше­го ещё не придумали.

Периоды Средних веков

Тысячелетие Средневековья — это долгий срок, в течение которого в жизни людей произошли важ­ные перемены. Чтобы лучше понимать их, историки делят европейское Средневековье на три этапа: Материал с сайта http://doklad-referat.ru

  • Ран­нее Средневековье (конец V в. — конец XI в.);
  • Классическое, или Высокое, или Зре­лое Средневековье (конец XI в. — начало XIV в.);
  • Позднее Средневековье, или Раннее Новое время (XIV — XV вв.), преддверие следующей эпохи — Нового времени.

Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. [1] Предлагалось считать таковым: написание «Комедии» Данте Алигьери (1321) , падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу: чья земля, того и вера в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды. Сторонники так называемого Долгого Средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, повлекшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию. В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV — началу XVI веков. [2] Наиболее верным является рассмотрение Средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом Нового времени XIV век, то в России начало Новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Очень трудно систематизировать в рамках европейского Средневековья, например, историю государств Азии, Африки, доколумбовой Америки. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина Средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер.

1. Историография

1.1. Терминология

Термин «Средние века» (лат. medium ævum — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века).

В XV-XVI веках этот период истории носил следующие названия: media tempestas (лат. среднее время ; с 1469 г.), media antiquitas (лат. средняя античность ; с 1494 г.), medium tempus (лат. среднее время ; с 1531 г.), saeculum medium (лат. средний век ; с 1596 г.) [3] .

Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.

В XVII веке термин «Средние века» ввёл в оборот профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер), положив начало так называемой гуманистической трихотомии. Он разделил всемирную историю на Античность, Средневековье и Новое время. Келлер считал, что Средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 года (падение Константинополя) [4] .

В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского Средневековья (к примеру — «Средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки Европейского Средневековья (в основном, феодализм), но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы (например, японское Средневековье).

1.2. Периодизация

Средневековье условно делится на три основных периода [5] :

  • Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).
  • Высокое или классическое Средневековье (середина XI — конец XIV веков).
  • Позднее Средневековье или раннее Новое время (XIV—XVI века).

Представители французской школы Анналов выдвинули идею «Долгого Средневековья».По ней период средневековья заканчивается в конце XVIII века [источник не указан 36 дней] .


Статьи по теме