Доклад о Вещем Олеге

      Комментарии к записи Доклад о Вещем Олеге отключены

Доклад о Вещем Олеге.rar
Закачек 3631
Средняя скорость 3582 Kb/s

Доклад о Вещем Олеге

Перевезенцев С. В.

Большинство летописей считает Олега (ум. 912 или 922 г.) родственником (племянником или братом жены) легендарного новгородского князя Рюрика. Согласно «Повести временных лет» в 879 г. Рюрик, умирая, передал Новгород Олегу и попросил позаботиться о своем малолетнем сыне Игоре.

Но как установили современные историки, Олег, скорее всего, не был родственником Рюрика, как и Игорь не был сыном Рюрика. Больше того, и Олег, и Игорь были представителями совершенно иной княжеской династии — из Аланской Руси, расположенной в Прибалтике, возможно, на острове Сааремаа.

В Прибалтику русы-аланы пришли в IX веке, после того, как по наущению хазар, племена венгров-кочевников разгромили Русский каганат — государство русов-аланов на реке Дон. Видимо, уже в том же IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы, т.е. стали говорить по-славянски. Именно из этой Аланской Руси вышли Олег Вещий и Игорь Старый, а княжеская династия из этих русов-аланов утвердилась у славянских племен уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.

На связи династии Олега и Игоря с иранскими корнями (аланы принадлежат к народам иранской языковой группы) указывает немало фактов. В частности, само имя Олег явно восходит к тюркскому «Улуг» — имени и титулу, со значением «великий». Имя «Улуг» в форме «Халег» с тем же значением известно и у ираноязычных племен.

«Повесть временных лет» сообщает, что уже через три года после вокняжения в Новгороде, в 882 году, Олег с большим войском уходит из Новгорода на юг, завоевывает Смоленск, Любеч, а потом и Киев, убив при этом правивших там Аскольда и Дира. Именно Олег объединяет под своей властью северо-западные и южные славянские земли, занимает Киев и объявляет подвластные ему территории единой Русской землей, а Киев — столицей своего государства. С тех пор и появилось выражение: «Киев — мать городов русских». Олег установил дани словенам, кривичам, мери и приказал давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен в год. Эта дань, согласно «Повести временных лет», платилась варягам вплоть до смерти князя Ярослава, т.е. до середины XI века. От русов, которые у славян стали князьями, славянские земли прозвались Русской землею или Русью. Позднее, уже в научной исторической литературе, государство, возникшее в конце IX в. в землях восточных славян, назовут Киевской Русью.

Возможно, князь Олег поставил задачу собирания всех «Русий» в нечто единое. Поэтому, скорее всего, именно князь Олег объединил под своей властью разные этнические группы руси и положил основание тому социально-политическому образованию, которое в «Повести временных лет» получило название «род русский». Не случайно в одном месте (под 856 годом) «Повесть временных лет» именно с Олега начинает перечисление русских князей, даже не вспоминая о Рюрике.

В 883 г. Олег покорил древлян и обложил их «тяжелой» данью, а в 884 и 885 гг. возложил дань на северян и радимичей, которые до того платили дань хазарам. Но пограничных с хазарами северян и радимичей Олег, по сути, освобождает от дани, возлагая на них дань «легку». Вообще возложение «легкой» дани на эти два племени очень знаменательно. Возможно, что оно является отголоском давнего конфликта между Русским каганатом, наследником которого была Аланская Русь в Прибалтике, и хазарами. Возложение на северян «легкой» дани заставляет думать, что собирание Олегом земель под властью «рода русского» в конце IX века — это ответ на события 30-х годов IX столетия, когда Русский каганат был разгромлен хазарами в союзе с венграми. Видимо, Олег стремился вернуться в исторически принадлежащий Аланской Руси регион.

Под 907 годом летопись сообщает о походе Олега на Византию. Под знаменами Олега выступили варяги, словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы и тиверцы. Согласно летописи войско Олега двигалось на 2000 кораблях, в каждом из которых было по 40 воинов, т.е. всего у Олега насчитывалось 80 000 человек. Оказавшись под стенами Царьграда, Олег повелел поставить ладьи на колеса. Подняв паруса, с попутным ветром русские войска приблизились к городу. Греки, увидев это, испугались и поспешили заключить мир, сказав Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». В знак победы, он повесил на вратах Царьграда свой щит. Грекам же Олег велел сшить для своих ладей паруса, да непростые, а из дорогих материй — из паволок и шелка. Греки исполнили волю киевского князя, и русские ладьи под богатыми парусами вернулись в Киев.

После этого похода между греками и киевскими русами был подписан договор, согласно которому Олег взял с греков большую дань: по 12 гривен на каждого человека, участвовавшего в походе, а также дань для русских городов Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других, в которых сидели «великие князья».

Но некоторые историки предполагают, что этот рассказ — поздняя вставка в летопись, появившаяся, возможно, в результате даже нескольких редактирований только в XII веке. Скорее всего, Олег совершил только один поход на Царьград — в 911 году, под которым летопись подробно пересказывает договор Руси с Греками.

Текст этого договора знаменателен. Прежде всего, в договоре идет речь только о русах, и ни словом не упоминаются славянские племена. Во-вторых, русы показаны как разноэтничный конгломерат — «род русский». Об этом свидетельствуют имена послов «от рода русского»: Веремуд (Вельмуд), Карлы, Фарлоф, Рулав, Стемид, Фрелав, Актеву, Гуды, Труар и др. Эти имена в большинстве могут быть объяснены, главным образом, из кельтских, иллирийских, иранских, фризских и финских языков. Но характерно, что этот договор Олега, как, впрочем, и более поздний договор Игоря, записан по-славянски, что говорит о славяноязычии княжеских дружин.

В-третьих, у русов преобладают кровнородственные отношения — наследство без завещания передается только ближайшим младшим родственникам. В-четвертых, из текста договора видно, что основные занятия русов — воинское дело и торговля. При этом русы вели активную работорговлю и имели личных рабов — «челядинов», что не характерно для славян. И еще одна особенность — все русы в договоре предстают язычниками. Они так и противопоставляются грекам, как «русские» — «христианам».

К концу правления Олега под его властью находились несколько славянских племенных союзов. Впрочем, на протяжении всего X века состав земель (племенных союзов) под властью киевских князей все время менялся — какие-то земли то выходили из-под их власти, то заново завоевывались.

О смерти Олега в «Повести временных лет» сохранилась красивая легенда. Еще до похода на греков был у киевского князя любимый конь. Но однажды спросил князь языческого волхва: «Отчего я умру?» И ответил ему волхв: «Князь! Умрешь ты от коня твоего любимого, на котором ездишь — от него тебе умереть!». Запали эти слова в душу Олега, и сказал он: «Никогда не сяду я на этого коня и не увижу его более». И повелел он кормить коня, но сам на него больше не садился. Прошло несколько лет, и Олег вспомнил предсказание волхва. Позвал тогда князь конюха и спросил его: «Где мой конь, которого я приказал кормить и беречь?» А тот ответил: «Умер конь». Засмеялся Олег: «Неправду сказали волхвы, конь уже умер, а я жив». И поехал Олег посмотреть на то место, где лежали останки коня — кости и череп. Увидев конский череп, Олег наступил на него ногой и снова рассмеялся: «Не от этого ли черепа смерть мне принять?!» И тут из черепа выползла змея и ужалила князя в ногу. Разболелся князь и скоро умер.

На самом деле, разные летописи по-разному указывают время и место гибели Олега. В одних сообщается о смерти Олега в Киеве, в других — о том, что Олег окончил свои дни на севере, в городе Ладоге или даже за морем.

В соответствии со сведениями богемских хроник, возможно, у Олега Вещего был сын, названный также Олегом. Этот Олег, после смерти отца, вел войну с захватившим Киев Игорем, а потом бежал в Моравию, где прославился как воин и полководец.

Князь Олег, в последствии прозванный в народе Вещим, начал править в Новгороде после смерти Рюрика.

Он стремился всеми силами расширить свои владения, ему подчинились славянские племена, среди которых были весь и кривичи.

Из люда подчиненных племен и варяжских наемников, Олег собрал большое сильное войско. Путь князя лежал на юг.

Он захватил Смоленск и оставил там править одного из своих приближенных. Дальше путь дружины Олега лежал в землю северян, где был взят город Любеч.

В 882 году войско двинулось на Киев, где еще со времен Рюрика правили Аскольд и Дир. С помощью хитрости, Олег выманил Аскольда и Дира, убил их. После взятия Киева, провозгласил город столицей своего государства. «Се буди мати городам русских». Именно с него пошло это распространенное выражение. С момента взятия Киева, начинается история Киевской Руси.

Князя Олега, как и остальных первых русских князей, не особо интересовала внутренняя политика. Он стремился всеми правдами и не правдами расширить земельные владения молодого русского государства. Князь совершил удачный поход на Константинополь, наведя ужас на греков и не пролив ни капли русской крови. Получил богатые дары и выгодные торговые условия для русских купцов. За сей успех Олега стали именовать Вещим.

Правил князь 33 года, с 879 по 912 года. В 911 князь совершил благое дело, подтвердив все прежнее договоренности с Византией, это позволило еще долгие годы русским купцам иметь неплохие условия торговли. Место захоронения Киевского князя Олега подлинно не известно. В историю нашей страны он вошел как строитель городов русских, собиратель славянских племен и талантливый полководец.

Смерть его овеяна легендой. Летопись говорит о том, что волхвы нагадали Олегу смерть от коня. Он доверился их предсказаниям, и отказался от своего любимого коня. Вспомнив через несколько лет про предсказания волхвов, спросил у своих приближенных о судьбе коня. Конь умер, ответили те. Олег захотел прийти на место, где лежали останки его любимца. Придя туда, князь наступил на череп, и сказал: «Его ли мне бояться?». Оказалось, что в черепе умершего коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.

Олег Вещий (?—912 или 922), князь новгородский (с 879 г.), великий князь киевский (с 882 г.), объединитель Руси.

Варяг по происхождению. Получил Новгородское княжение от Рюрика с наказом позаботиться о его сыне Игоре.

Три года Олег укреплял дружину и собирал ополчение окрестных племён. Выступив из Полоцка (ныне в Белоруссии) с войском, состоявшим из словен, варягов, чуди, мери, веси и части кривичей, по пути «из варяг в греки» он достиг Днепра, мирно подчинил города Смоленск и Любеч (ныне посёлок в Черниговской области, Украина). А затем, подойдя к Киеву, заманил к себе на корабли правивших там князей Аскольда и Дира и убил их.

В 883 г. князь пошёл на запад от Днепра и покорил племя древлян. На следующий год двинулся на восток, в землю племени северян, плативших дань хазарам, установил им «дань лёгкую», а в 885 г. повторил то же с радимичами. Он быстро победил хазар, зато покорение живших по Днестру и Дунаю славянских племён дулебов, хорватов, тиверцев и уличей заняло 20 лет.

Посадив во всех городах свои дружины и защитив Древнюю Русь крепостями, в 911 г. (по русской летописи, в 907 г.) князь двинулся на Константинополь.

Две тысячи кораблей по 40 мужей на каждом ужаснули византийцев. Ограбив окрестности Константинополя, Олег испугал императоров Льва VI и Александра, перевозя по суше свой флот в обход заграждения в заливе Золотой Рог. Князь взял для дружины и всех русских городов выкуп в 48 тыс. гривен золотом, заключил с императорами выгодный для Руси торговый договор и, согласно легенде, прибил на вратах Константинополя свой щит.

По подсчётам летописца, Вещий Олег правил на Руси 33 года. Объединённые племена исправно платили ему дань, на которую содержалась сильная дружина, защищавшая страну от набегов. Богатства Руси прирастали и вольным торгом с Византией.

В Новгородской летописи сказано, что перед смертью Олег пришёл на север и был похоронен в городе Ладога (ныне село Старая Ладога Волховского района Ленинградской области).

Киевский летописец записал предание о смерти Олега близ столицы от укуса змеи.

Именно оно использовано в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».

Нужно было короче написать, я слишком долго переписывала. Нам в 4 классе задание дали информация о Олеге Вещем. Описание хорошо написано. Спасибо!
06.09.2016. 18:22


Статьи по теме