Обучение Творческому Рассказыванию Детей Старшего Дошкольного Возраста

      Комментарии к записи Обучение Творческому Рассказыванию Детей Старшего Дошкольного Возраста отключены

Обучение Творческому Рассказыванию Детей Старшего Дошкольного Возраста.rar
Закачек 2247
Средняя скорость 4926 Kb/s

Обучение Творческому Рассказыванию Детей Старшего Дошкольного Возраста

Татьяна Макарова
«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста как важнейшее средство коммуникации»

«Обучение творческому рассказыванию

детей старшего дошкольного возраста

как важнейшее средство коммуникации»

Ни для кого не секрет, что речь является важной составляющей и одновременно показателем общего развития каждого ребенка. И основы этого развития закладываются именно в дошкольном детстве.

Учить ребенка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.

Работая над темой «Обучение творческому рассказыванию старших дошкольников» ставим перед собой следующие задачи:

1. Учить детей составлять творческие рассказы и сказки на тему, предложенную воспитателем, по картине; совершенствовать самостоятельность, целенаправленность рассказа, его композиционную целостность и художественную выразительность; развивать творческую продуктивность (вариативность) рассказывания.

2. Формировать у детей интерес к творческому рассказыванию с целью постоянно активизировать деятельность детей с помощью мотивов: общественных, игровых, подготовке к школе, соревнования и др.

3. Развивать оценочное суждение о содержании и качестве придуманных сочинений, как своих, так и товарищей.

4. Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать внимательно, дать оценку, обращая внимание на композиционное построение, использование выразительных средств языка.

Словесное творчество детей играет особую роль в подготовке к школе. Именно в творческой деятельности перед ребенком возникают задачи самостоятельного выбора темы, содержания и формы своего литературного произведения. Для нас, воспитателей, анализ словесного творчества ребенка является информативным показателем освоения им речевых и интеллектуальных умений.

В процессе словесного творчества стараемся развивать следующие умения:

— интеллектуальные: умения планировать речевую деятельность, оперировать имеющимися знаниями, образами, комбинировать их в новом сочетании, логически развивать сюжет;

— литературоведческие: умения использовать в своих сочинениях законы некоторых жанров, композиционные особенности литературного произведения;

— эмоционально – образные: умения создавать в воображении яркие образы, передавать чувства, настроения героев, свое отношение к событиям;

— образно-речевые: умения находить адекватные воображаемым образам речевые обозначения и обороты, пользоваться сравнениями, эпитетами;

— исполнительско-речевые: умения выразительно передавать слушателям свое сочинение, выбирать адекватную жанру манеру исполнения, вызывать эмоциональный отклик у слушателей на свое сочинение, т. е. смотреть на слушателей во время исполнения, говорить внятно, выразительно, следить за их эмоциональной реакцией.

Виды творческого рассказывания:

1. Творческое сочинение по картине;

2. Придумывание рассказов по литературному образцу;

3. Свободное сочинение:

а) рассказов;

Эффективность обучения детей связному рассказу значительно повышается, если этому предшествует подготовительный этап, заключающийся в обучении отдельным элементам (описание портрета, чувств, настроения героя, природы, места действия).

Подготовительный этап – как часть занятия, учим детей:

1. Описывать одежду вымышленного героя (костюм, его цвет, части, отделка).

2. Придумывать описание портрета (цвет и форма глаз, носа, губ, волосы).

3. Описывать чувства и настроения героя.

4. Описывать природу и место действия.

На подготовительном этапе происходит накопление детьми необходимых впечатлений, обогащение литературоведческих знаний. Например, прежде чем ставить перед детьми задачу самостоятельно придумывать сказку, знакомим их с разными сказками (народными, авторскими, имеющими различную стилистику. Используем приемы, помогающие детям усвоить логику и последовательность развития событий в сказке: беседа по ее содержанию, пересказ по частям, пересказ от лица разных персонажей, составление плана изложения. Дети анализируют композицию сказки (зачин, завязка, кульминация, развязка, обсуждают разные сказки, отвечают на вопросы: «Что умеют делать звери и люди только в сказке?», «Какие волшебные события происходят в сказках?», «Чем отличается сказка от рассказа.

Предлагаем детям задания, помогающие освоить выразительные средства языка. Это: придумывание эпитетов, сравнений, прием словоизменения или словообразования, придумывание синонимов или антонимов к словам.

Словесное творчество тесно связано с развитием воображения. Поэтому используем следующие задания: «Волшебный карандаш», «Дорисуй», «Страна Вообразилия», «Что было бы, если бы…», «Нарисуй и назови несуществующее животное».

Обязательным считаем включение в занятия пальчиковой гимнастики, т. к. «пальчиковые игры» способствуют развитию речи, творческой деятельности детей, с этой же целью в подготовительной группе вводим кинезиологические упражнения. Создали программу по развитию конструктивной деятельности для детей старшей и подготовительной к школе группам.

В значительной степени облегчает процесс формирования связной речи наглядность. Рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания.

Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными. Аналогичные схемы используем и для составления сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, составлении самостоятельных рассказов, сказок.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Учебно-методическое пособие «Права ребенка» Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан демократического, правового государства. Среди функций, которые.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФГ БОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»,

TRAINING TECHNOLOGY OF CREATIVE TELLING OF THE ADVANCED PRESCHOOL CHILDREN

Muravyyova T. A. Levshina N. I.

FG BOU VPO «Magnitogorsk State University»,

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (, и др.). Обучая детей анализу сказок – цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (, ).

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства сказки ребенком в его субъективной новизне (, и др.), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование; на наш взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речевого творчества.

В федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения выделены задачи речевого воспитания дошкольников в самостоятельную образовательную область «Коммуникация». ФГТ задают современный взгляд на проблему речевого воспитания, выделяя задачи развития произносительной стороны речи, словаря, грамматического строя, диалогической и монологической форм речи, как основы коммуникативной компетентности дошкольников.

В исследованиях отечественных ученых , , подчеркивается, что дошкольный возраст — период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. В тоже время, ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) , , , [5].

Для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя осо­бых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую по­зицию и гармоническую целостность произведения; понимания внут­ренних психологических мотивов поведения литературных героев.

Творчество, в нашем случае «сказочное», базируется на игре. Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чте­ния ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обус­ловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит. Детские сочинения можно классифицировать так:

творческое сочинение по картинке; контаминации на темы художественных произведений; свободное сочинение: сказок, рассказов.

разработана технология развития словесного творчества детей на материале русских народных сказок. В заданиях рекомендуются приемы, способствующие подготовке и формированию творчества на разных этапах педагогического руководства. На первом этапе необходимо активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Происходит более глубокое усвоение детьми содержания, образов, сюжетов сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого — к малому» и «от малого — к большому», традиционные зачин и концовка и т. д. Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие повествования сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет. Для каждого этапа разработала задачи, методические рекомендации, творческие задания и репертуар.

Проблеме развития словесного творчества детей-дошкольников посвящено множество работ педагогов ТРИЗовцев: [1], Гуткович, , , и мн. др. Они считают, что одним из эффективных средств развития речи детей является обучение творческому рассказыванию. Творческий рассказ — это рассказ, придуманный ребенком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия. Под понятием «новые» они подразумевают такие, которые ребенок в реальной жизни воспринимал частично и сумел «достроить» в воображении. Основным результатом их работы явился набор наиболее часто используемых приемов обучения дошкольников сочинению сказок:

— морфологическая таблица дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями. Работу по сочинению сказок с помощью МА можно начинать с 4 лет, представив ее детям в качестве волшебной дорожки. Структура сюжета сказки строится на основе исследований [3]. Такой тип сказок они обозначили как динамический.

— наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок с дошкольниками являются «Приемы типового фантазирования» ().

-метод фокальных объектов позволяет ставить следующие задачи:

1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.

3. Составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.

4. Проанализировать художественное произведение или картину.

-для развития словесного творчества детей, в частности, для сочинения сказок в рамках ТРИЗ используется методика сочинения сказок по схемам.

Решение сказочных задач — инструмент для закрепления основных положений ТРИЗ, это позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Решение сказочных задач осуществляется на основе разрешения противоречий[1].

, предлагает следующие методы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок:

— знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых знакомые главные герои попадают в совершенно другие обстоятельства – фантастические, невероятные. Например, лиса и заяц — вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках; реальные (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, или застряли в лифте многоэтажного дома).

— коллаж из сказок. Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «коллаж из сказок».

— сказки из стишков. Смешные стишки, как правило, короткие, тоже помогают сочинять невероятные сказки[4].

Л. Ворошнина предлагает развивать словесное творчество детей на основе мотивационных установок. Для активизации детской деятельности она рекомендует использовать различные приемы мотивации:

1. Игрового характера: «Научить незнайку придумывать сказки», «Рассказать кукле Тане новую сказку», «Сегодня у нас день рождения у Мишки, и он просит вас подарить уме красивую сказку».

2. Общественного характера: «Ваши рассказы и сказки мы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы», «Рассказы предложим малышам, они очень любят слушать их» и др.

Эффективен при обучении детей сочинению сказок прием:

— «что было бы, если…». Воспитатель задает вопрос, включающий какое-либо предложение. Дети стараются на него ответить, выдвигая самые оригинальные версии. Для постановок вопроса берутся любые подлежащее и сказуемое. Их сочетание и создает фантастические ситуации: что было бы, если бы наш город начал летать? что было бы, если бы мы с вами оказались посреди моря? что было бы, если бы к вам постучался слон и попросил к обеду немного маргарина? [2]

На основе анализа методической литературы нами разработана технология развития способности к сочинению сказок детей старшего дошкольного возраста:

1этап. Цель: обогащение знаний о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать литературный опыт.

Формы, методы: 1.Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных): – Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост»; Павел Бажов «Серебряное копытце»; В. Катаев «Цветик — семицветик »; В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». Русские народные сказки «У страха глаза велики»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей»; Братья Гримм «Горшок каши»; «Бременские музыканты»; «Аленький цветочек». 2. Анализ сказок, выделение основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. 3. Анализ сказочных предметов, языковая особенность в выделении простейших приёмов: словесное описание, замена предметов.

2 этап. Цель — обучение сочинению сказок на основе развития воображения детей в процессе сочинения сказок. Задачи: познакомить детей с приемами ТРИЗ; учить детей применять различные приёмы в собственных сочинениях.

Формы, методы: 1. Технология ТРИЗ: метод фокальных объектов (придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта; сочинить сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину). 2. «Тайна двойного» или выявление противоречий. (Солнце – это хорошо. Оно светит, радует. Солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель побуждает находить противоречия в том или ином явлении. 3. Разрешение противоречий (обратить вред в пользу; объединение – разъединение; приём копирования; принцип дробления; принцип матрёшки; принцип изменения окраски; — разрешение противоречий во времени). 4. Метод мозгового штурма (формирование цели занятия; объявление проблемы; формирование ограничений; выявление элементов, подлежащих улучшению; выдвижение идей). Анализ выдвинутых идей (отбор решений, встречающихся в художественной литературе; — отбор оригинальных решений; практическое выполнение; итог). 5. Метод проб и ошибок. Он используется для решения несложных задач. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

этап. Цель: активизация словесного творчества детей, развитие умения сочинять собственные произведения. Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в сочинении сказок.

Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.

Итак, для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя осо­бых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую по­зицию и гармоническую целостность произведения; понимания внут­ренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип воспри­ятия — эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимы­ми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впе­чатлений.

Альтшуллер, как точная наука: Теория решения изобразительских задач / . – М., 1979. Кудрявцев, В. Т. О смысле детского словотворчества / // Детский сад от А до Я. – 2005. — №2. – С. 142. Пропп, корни волшебной сказки / . – Л., Изд-во Ленинградского университета, 1986. – 368 с. Танникова, речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / . – М. : «ТЦ Сфера», 2008. – 96 с. Ушакова, словесного творчества детей 6-7 лет / // Дошкольное воспитание. – 2000. — № 5. – С. 18-29.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского

По предмету: «Теория и методика развития речи».

На тему: «Обучение детей творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста».

Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения

I. Требования к детским рассказам

II. Этапы формирования детского художественного творчества

III. Педагогические условиями обучения творческому рассказыванию.

IV. Методика проведения занятий по обучению детей творческому

4.1 Приемы обучения творческому рассказыванию

1) Придумывания реалистических сюжетов

2) Обучению рассказыванию по готовым сюжетам.

3) Обучения описанию природы

4.2 Методика обучения рассказыванию по картине.

1) Общие требования к организации работы с картиной

2) Этапы работы над картиной

Конспекты занятия по обучению творческому рассказыванию.

Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображения

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р.С.Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются.

Л.С.Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

Словесное творчество О.С.Ушакова рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов (восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)).

Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.

I. Требования к детским рассказам

Термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т.к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача — точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В этих рассказах дети самостоятельно придумывают содержание, логически выстраивают его и облекают в правильную, соответствующую ему словесную форму.

Варианты творческих рассказов:

  1. придумывание детьми продолжения рассказа (сказки). Воспитатель сообщает начало рассказа, завязку, а дети развивают сюжет. Придумывают события, приключения героев. Примерная тематика рассказов: «Что случилось с Юрой»; «Как Володя помогал Леночке»; «Случай в лесу»; «Приключения зайца»; «День рождения ёжика» и т. п.;
  2. придумывание рассказа (сказки) по плану, предложенному воспитателем. План, намечающий последовательность рассказывания, даётся в непринуждённой разговорной форме: «Сначала расскажите, как ёжик решил отметить день рождения, кого из зверей он пригласил. Потом — что они подарили ему и как звери повеселились»;

  1. придумывание рассказа (сказки) на заданную тему (без плана): «Новое платье Лены»; « Какая игрушка понравилась Лене в детском саду»; «Как заяц в лесу гулял»; « День рождения лисы» и т. п.;

  1. придумывание рассказа (сказки) на самостоятельно избранную тему. Этот вид рассказывания можно провести под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Необходимо научить детей оценивать сказки и рассказы друг друга по содержанию и форме (занимательность. Образный язык и др.).

II. Этапы формирования детского художественного творчества

Н.А. Ветлугина в формировании детского художественного творчества выделила три этапа :

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап — собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

III. Педагогические условиями обучения творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе. Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2. обогащение и активизация словаря;

3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4. правильное понимание детьми задания придумать.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие — правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим:

1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;

3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.


Статьи по теме