Технологии Социальной Работы с Детьми Курсовая

      Комментарии к записи Технологии Социальной Работы с Детьми Курсовая отключены

Технологии Социальной Работы с Детьми Курсовая.rar
Закачек 2181
Средняя скорость 9346 Kb/s

Технологии Социальной Работы с Детьми Курсовая

Технологии СР с детьми улиц.doc

Технология социальной работы с детьми улиц

Технология социальной работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ УЛИЦ…………………………………………………………………… ..7

1.1.Сущность и содержание технологии социальной работы с безнадзорными детьми в России. «Дети улиц» как объект социальной работы…………………..7

1.2. Классификация технологий социальной работы с детьми улиц…………. 12

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА…….15

2.1. Технологии социального обслуживания «детей улиц»……………………..15

2.2. Опыт Центра социальной помощи семье и детям по организации социального обслуживания «детей улиц»………………………………………. 23

Актуальность: Проблема беспризорности несовершеннолетних является крайне актуальной для изучения, так как в нашей стране беспризорность несовершеннолетних приобрела катастрофические размеры. Профилактическая работа с данной категорией несовершеннолетних ведется уже длительное время и в целом ситуацию, обозначаемую ранее как эпидемия, удалось стабилизировать. Тем не менее, беспризорные дети по-прежнему остаются объектом пристального внимания со стороны государства и общества. Как социальное явление беспризорность несовершеннолетних рассматривается в качестве угрозы обществу и национальному будущему России. Речь идет не просто о сиротах, малолетних преступниках или беглецах, покинувших семью, а о социальном явлении, глубоко затрагивающем все общество, имеющем драматичные и непредсказуемые последствия. С увеличением срока пребывания на улице без попечения взрослых, несовершеннолетние вовлекаются в сообщество беспризорных, усваивают его нормы, ценности, привыкают к подобному образу жизни. Состояние физического и психического здоровья беспризорных детей, масштабы распространения этого явления, причины утраты семейных и социальных связей, адаптация и реадаптация детей к жизни в обществе — все это является темой для общественных и научных дискуссий.

Проблема беспризорности несовершеннолетних не теряет актуальности потому, что причины, обусловившие столь масштабное распространение данного явления, не устранены в современной российской действительности. Социально-экономические процессы, обусловившие ухудшение положения детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, характерны для всего современного российского общества.

Объект данного исследования: социальная работа с «детьми улиц».

Предмет: особенности технологии социальной работы с детьми улиц в России и за рубежом.

Цель: анализ технологий социальной работы с безнадзорными детьми.

  1. Дать общую характеристику технологий социальной работы с детьми улиц;
  2. Выявить причины детской безнадзорности и беспризорности в российском обществе;
  3. Определить особенности технологии социальной работы с детьми улиц;
  4. Проанализировать деятельность учреждений по профилактике и борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью; изучить опыт использования технологий социальной работы с детьми улиц в практической деятельности специалиста на примере Центра социальной помощи семье и детям;
  5. Выделить перспективные направления социальной работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними; разработать практические рекомендации по совершенствованию технологий социальной работы с безнадзорными детьми в центре социальной помощи семье и детям.

Степень изученности проблемы: Внимание ученых к теме детской беспризорности приковано на протяжении многих лет. Беспризорность несовершеннолетних является предметом изучения многих исследователей, которые рассматривают различные аспекты этого явления.

Психолого-педагогический аспект работы с «трудными детьми», имеющими внутреннюю готовность к уходу из дома и учреждений, рассматривали А.С. Макаренко, В.П. Кащенко, С.Т. Шацкий, Л. С. Выготский, И.С. Кон, К.Д. Радина, М А. Алемаскин, П П. Блонский, Л. М. Зюбин, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Пирожков и др. в работах отечественных исследователей представлены взгляды на причины беспризорности, характеристики личности детей, особенности воспитания «трудновоспитуемых» детей и подростков в коллективе, в процессе общественно-полезного труда.

Изучением особенностей подросткового возраста, психофизиологических особенностей детей и подростков, совершающих побеги из дома, занимались исследователи, работающие в рамках социально-психологического и психофизиологического подходов: Е.Н. Сухарева, А.Е. Личко, Е.В. Болдырев, Г.Г. Бочкарева. Исследователями раскрыты важные стороны управления процессом перевоспитания подростков: анализ факторов и причин, порождающих явление девиаций в поведении учащихся; типология и методики диагностики отклонений в социальном развитии детей; стратегии и тактики коррекционной работы с подростками девиантного развития и др.

Вопросы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков отражены в научных публикациях Л.С. Алексеевой, В.Н. Архангельского, Г. М. Иващенко, С. А. Беличевой, К. Ю. Добрина, В.Ю. Меновщикова, В.В. Терехиной, Е.Т. Соколовой и др. В работах данных авторов предлагаются различные способы, идеи восстановления социального статуса несовершеннолетних.

Проблемам профилактики беспризорности несовершеннолетних посвящены работы Г. Н. Миньковского, Н. Г. Яковлевой, О. И. Величко, С.А. Беличевой, В.М. Фокина, Т.Д. Молодцовой. По мнению авторов, причиной беспризорности несовершеннолетних является ослабление института семьи в современной России, ограниченность её экономических, образовательных и культурных возможностей, а также педагогическая несостоятельность и некомпетентность родителей в воспитании детей.

Теоретико-методологическая основа исследования: В курсовой работе применены общенаучные теоретические и методологические подходы, такие, как анализ литературы, а так же периодических изданий по проблеме исследования, систематизация полученной информации и её структурирование.

Структура работы: Цели и задачи исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ УЛИЦ

1.1.Сущность и содержание технологии социальной работы с безнадзорными детьми. «Дети улиц» как объект социальной работы

Воспитательная роль улицы известна с древнейших времен. Многие педагоги и родители, давая характеристику ребенку, нередко отмечали влияние улицы на его воспитание. В то же время улица часто является своего рода «домом» для многих детей и их основным воспитателем. Причинами активного влияния улицы на формируемую личность ребенка являются индивидуально-психологические особенности детского возраста. Как отмечал С.Т. Шацкий (1878—1934), это обусловлено природными свойствами ребенка, которые можно свести к следующим положениям:

  1. у детей сильно развит инстинкт общительности;
  2. они настойчивые исследователи по природе;
  3. им свойственно созидание — делание;
  4. они стремятся проявить себя, получить собственные впечатления;
  5. огромную роль играет инстинкт подражательности [Цит. по: Мардахаев Л.В. Социальная педагогика, С. 162].

Улица в большой степени позволяет ребенку реализовать свои инстинкты. Дети каждый день сталкиваются с поведением сверстников и взрослых на улице во всем его многообразии. Основными факторами улицы, существенно влияющими на социальное воспитание ребенка, являются:

  • свобода самопроявления личности. Ребенок (подросток) очень нуждается в такой свободе. Именно улица предоставляет ему свободу самопроявления и по содержанию, и по форме, какой он, как правило, не имеет в домашних условиях;
  • субкультура среды общения ребенка с себе подобными, отвечающая его интересам и потребностям. Эта среда создает наиболее благоприятные условия для самопроявления. В ней ребенок чувствует себя «как все», на равных (ощущение комфортности), даже если имеет место его притеснение, давление, ограничение. Отделение его от среды, наоборот, создает комплексы, личностные проблемы внутренней ограниченности и пр. Такая субкультура далеко не всегда носит позитивный характер. Она создается такими же детьми улицы и способствует поддержанию среды;
  • многообразие, новизна и необычность явлений, обеспечивающие удовлетворение любознательности ребенка, его постоянно растущий интерес и естественные потребности. Именно на улице ребенок встречает значительное количество примеров, не имеющих ценностных ограничений и поэтому становящихся образцами, достаточно доступными для подражания. Учитывая значительное негативное влияние этих примеров, Шацкий назвал улицу основным врагом воспитательного процесса (форма главной отрицательной силы, негативный образ окружающей ребенка среды). Она способствует беспорядочности впечатлений, неустойчивости настроений, возбуждает нервы и создает «дикие характеры», подавляет разумную волю, но «она привлекает быстрым удовлетворением детских инстинктов, любопытства, общительности и сильно действует на детскую подражательность»;
  • совместная деятельность, усиливающая индивидуальные возможности каждого ребенка, делающая его более значимым как в своих глазах, так и в глазах окружающих. От безделья дети включаются в различные виды совместной деятельности в зависимости от поступков отдельных лиц, берущих на себя функции инициаторов и организаторов формирования (удовлетворения) новых, необычных (сложившихся) интересов и потребностей группы. Такие виды деятельности могут быть самыми разнообразными, в том числе: курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, совместные песни, издевательства над окружающими и пр.;
  • «активный досуг», совместное времяпрепровождение для детей, которым нечем заняться и которые благодаря улице получают такую возможность и др.
  • общие интересы, объединяющие детей, делают их взаимоинтересными. Шацкий отмечал, что с педагогической точки зрения «дети связаны со средой, они тесно соприкасаются с нею, и понимать детей, разбираться в детской жизни, в детских характерах, вкусах, интересах вне среды, независимо от среды невозможно» [Цит. по: Мардахаев Л.В. Социальная педагогика, С. 164].

В современных условиях значительная часть детей является продуктами улицы, ее воспитанниками. Их называют «детьми улицы», беспризорными и безнадзорными.

«Дети (ребенок) улицы» — это дети (ребенок), не достигшие 18 лет, результат воспитания которых определен улицей; дети (ребенок), живущие (живущий) на улице и для которых (которого) она является родным домом» [Цит. по: Мардахаев Л.В. Социальная педагогика, С. 164]. Основными причинами формирования таких личностей являются:

* потеря родителей в результате несчастного случая, когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства;

* если ребенок брошен родителями;

* родители, лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав;

* жестокое обращение с ребенком в семье;

* агрессивная обстановка в семье, создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения;

* одиночество ребенка, отсутствие внимания к нему, когда родители отстраняются по различным причинам от его воспитания;

* материальное благополучие семьи, когда социальные интересы ребенка остаются вне внимания родителей;

* творческая активность ребенка, постоянно ищущая новое, неординарное и не находящая возможности к самореализации;

* недостатки воспитания и быта, конфликтные отношения и другие факторы, вынуждающие воспитанников покидать детские дома и интернатные учреждения;

* психологические отклонения, побуждающие ребенка к бродяжничеству;

* субкультура детской среды, в которой ребенок получает социальное удовлетворение и которая определяет его отношение к ней как к доминирующей, и другие причины.

«Детей улицы», при живых родителях по стечению обстоятельств оказавшихся без их попечения, нередко называют социальными сиротами. К ним относят оставшихся без единственного или обоих родителей в связи с:

* лишением их родительских прав;

* ограничением в родительских правах;

* признанием их безвестно отсутствующими;

* признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными);

* нахождением их в лечебных учреждениях;

* объявлением их умершими;

* отбыванием ими наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, нахождением под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

* уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

* отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др.;

Курсовая работа по теме:

Технологии социальной работы с детьми и подростками

Рекомендуем посмотреть похожие работы:

Технология социальной работы с бездомными детьми (Курсовая работа, 2013)

. называют «детьми улицы». В государственных учреждениях о них говорят как о бездомных, социальных сиротах, лишенных родительской опеки. . место жительства (интернат, опекунская или приемная семья), начать полноценную самостоятельную жизнь [19, .

Технологии социальной работы с молодежью. (Курсовая работа, 2007)

. к различным социальным группам, субкультурам, движениям. Объект — проблемы молодежи. Предмет — технологии социальной работы с молодежью. Цель — изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными .

Технология социальной работы (Курсовая работа, 2010)

. экономической, социальной, политической и духовной. Необходимо развивать систему социальной работы . актуальности социальной работы внимание исследователей к данной научной проблеме увеличилось, сложилась определенная историография. В историографии темы .

Технология социальной работы (Курсовая работа, 2011)

. исследования — технология социальной терапии как взаимодействие социального работника и клиента. Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура исследования: работа .

Социальная работа с безнадзорными детьми (на примере ОВД) (Дипломная работа, 2009)

. политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года». Оценивая реальное положение детей в России, . разрушительных политических и социальных преобразований последних лет. В итоге Правительство Российской Федерации было вынуждено .

Методы профилактики технологии в социальной работы (Курсовая работа, 2010)

. достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.Социальные технологии весьма многообразны, отличаются .

Технология социальной работы (Курсовая работа, 2011)

. темы, как: проблемы пожилых людей; система учреждений социального обслуживания. Целью работы является выявление эффективности различных технологий социального обслуживания. Достижение этой .

Глава I ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. 6

1.1. Связь между теориями и моделями социальной работы.6

1.2. Понимание понятий объекта и субъекта в социальной работе. …. …. 8

Глава II КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.…14

2.1. Пути достижения социально-педагогической цели…. 14

2.2. Социальные технологии работы с детьми и подростками…. 15

2.3. Классификация основных методов, используемых социальным педагогом20

2.4. Диагностика личностного социального здоровья ребёнка…. 23

2.5. Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних.30

Актуальность темы исследования. Современная ситуация в России, всё более усугубляющиеся преобразовательные и кризисные процессы в обществе, при которых происходит постепенный поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности, ставят небывалые по сложности и остроте экономические, политические, правовые проблемы, а также поднимают множество проблем реального оказания социальной помощи каждому гражданину общества.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится детям и подросткам, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых несовершеннолетним, порождает у многих из них апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых. Именно поэтому в 21 веке разработка и совершенствование технологий социальной работы с детьми и подростками становится одним из приоритетнейших направлений.

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это повелительно требует обращения к технологизации в социальной работе, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. Вероятно, следует предположить, что в социальной работе не встречается изолированных технологий; всякое действие, целенаправленное на получение желаемого результата, может производиться только при помощи совокупности, согласованного ансамбля технологий, причем, учитывая междисциплинарный ее характер, в этом едином ансамбле будут использоваться и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), так и специфические технологии, принадлежащие собственно социальной работе (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д. ). Технологизация социальной работы позволяет рационально расчленить ее различные виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, с кооперацией и синхронизацией действий и результатов, Таким образом, запутанный клубок социальной проблемы разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартными методами..

Список использованной литературы

1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов. — М., 2003. — 249 с.

2. Беспалько, В.П. Технологизация социально-педагогической деятельности: Монография / В.П. Беспалькл. — Спб., 2007. — 238 с.

3. Венгер, А. Л. Наш проблемный подросток: понять и договориться / А.Л. Венгер. — СПб., 2001. — 209 с.

4. Гоголева, А. В. Беспризорность: Социально-психологические и педагогические аспекты / А. В. Гоголева. — М. ; Воронеж, 2004. — 431 с.

5. Данакин, Н. С. Социально-технологическая культура молодого специалиста / Н. С. Данакин // Науч. ведомости Белгорода. — 2006. — № 3. — С. 55 — 59.

6. Данакин, Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления / Н. С. Данакин. — Белгород, 1996. — 223 с.

7. Жуков, Д. Г. Теория социальной работы / Д. Г. Жуков. — М., 2007. — 169 c.

8. Зверинцев, В.С. Технологии социальной работы с различными группами населения / В.С. Зверинцев. — Саратов, 2008. — 345 с.

9. Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. — М., 2006. — 512 с.

10. Крутиков, В. К. Методологические проблемы оптимизации в науке / В. К. Крутиков. — Новосибирск, 2001. — 110 с.

11. Кузнецова, И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. психол.н.: Спец. 19.00.07 / Кузнецова Ирина Владимировна; [ Психол. ин-т Рос. акад. образования]. — М., 2003. — 43 с.

12. Курбатов, В.И. Социальная работа для студентов вузов / В.И. Курбатов . — Ростов н/Д., 2005. — 333 с.

13. Мардахаев, Л.В. Технологии в социальной работе / Л.В. Мардахаев. — М., 2008. — 471 с.

14. Маркина, Л.Н. Социальная педагогика — развивающаяся область образования / Л.Н. Маркина. — Псков, 1998. — 244 с.

15. Минина, С.П. Закон и несовершеннолетние граждане России / С.П. Минина. — СПб, 2007. — 167 с.

16. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: Учебник / Ф.А. Мустаева. — М., 2008. — 455 с.

17. Приступа, Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. пед.н.: Спец. 13.00.02 / Приступа Елена Николаевна; [Российский государственный социальный университет]. — М., 2008. — 31 с.

18. Рагимова, О.А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества: Монография / О.А. Рагимова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 215 с..

19. Сергеева, Т.Б. Социальное здоровье: философский аспект: Учеб. пособие для студентов педиатрического факультета / Т.Б. Сергеева. — Ставрополь: СГМА, 2005. — 188 с.

20. Тетерский, С. В. Методы в социальной работе / С.В. Тетерский. — М., 2006. — 320 с.

21. Технология социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е. И. Холостовой. — М.: Инфра-М, 2006. — 420 с.

22. Холостова, Е. Н. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е. Н. Холостова, Н. Ф. Дементьева. — М., 2006. — 518 с.

23. Храпылина, М. П. Основы реабилитации инвалидов / М. П. Храпылина. — М., 1996. — 329 с.

Оригинальная работа

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Актуальность темы исследования. Современная ситуация в России, всё более усугубляющиеся преобразовательные и кризисные процессы в обществе, при которых происходит постепенный поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности, ставят небывалые по сложности и остроте экономические, политические, правовые проблемы, а также поднимают множество проблем реального оказания социальной помощи каждому гражданину общества.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится детям и подросткам, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых несовершеннолетним, порождает у многих из них апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых. Именно поэтому в 21 веке разработка и совершенствование технологий социальной работы с детьми и подростками становится одним из приоритетнейших направлений.

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это повелительно требует обращения к технологизации в социальной работе, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. Вероятно, следует предположить, что в социальной работе не встречается изолированных технологий; всякое действие, целенаправленное на получение желаемого результата, может производиться только при помощи совокупности, согласованного ансамбля технологий, причем, учитывая междисциплинарный ее характер, в этом едином ансамбле будут использоваться и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), так и специфические технологии, принадлежащие собственно социальной работе (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т. д. ). Технологизация социальной работы позволяет рационально расчленить ее различные виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, с кооперацией и синхронизацией действий и результатов, Таким образом, запутанный клубок социальной проблемы разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартными методами.

Глава I ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ… … 6

1.1. Связь между теориями и моделями социальной работы… 6

1.2. Понимание понятий объекта и субъекта в социальной работе… 8

Глава II КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ… …14

2.1. Пути достижения социально-педагогической цели… 14

2.2. Социальные технологии работы с детьми и подростками… 15

2.3. Классификация основных методов, используемых социальным педагогом…20

2.4. Диагностика личностного социального здоровья ребёнка… 23

2.5. Структурный анализ социальной реабилитации несовершеннолетних. 30

Список литературы

1. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов . — М., 2003. — 249 с.

2. Беспалько, В. П. Технологизация социально-педагогической деятельности: Монография / В. П. Беспалькл . — Спб., 2007. — 238 с.

3. Венгер, А. Л. Наш проблемный подросток: понять и договориться / А. Л. Венгер . — СПб., 2001. — 209 с.

4. Гоголева, А. В. Беспризорность : Социально-психологические и педагогические аспекты / А. В. Гоголева . — М.; Воронеж, 2004. — 431 с.

5. Данакин, Н. С. Социально-технологическая культура молодого специалиста / Н. С. Данакин // Науч. ведомости Белгорода. — 2006. — № 3. — С. 55 — 59.

6. Данакин, Н. С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления / Н. С. Данакин . — Белгород, 1996.- 223 с.

7. Жуков, Д. Г. Теория социальной работы / Д. Г. Жуков . — М., 2007. — 169 c.

8. Зверинцев, В. С. Технологии социальной работы с различными группами населения / В. С. Зверинцев . — Саратов, 2008. — 345 с.

9. Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов . — М., 2006. — 512 с.

10. Крутиков, В. К. Методологические проблемы оптимизации в науке / В. К. Крутиков . — Новосибирск, 2001. — 110 с.

11. Кузнецова, И. В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. психол.н.: Спец. 19. 00. 07 / Кузнецова Ирина Владимировна; [ Психол. ин-т Рос. акад. образования]. — М., 2003. — 43 с.

12. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов / В. И. Курбатов . — Ростов н/Д., 2005. — 333 с.

13. Мардахаев, Л. В. Технологии в социальной работе / Л. В. Мардахаев . — М., 2008. — 471 с.

14. Маркина, Л. Н. Социальная педагогика — развивающаяся область образования / Л. Н. Маркина . — Псков, 1998. — 244 с.

15. Минина, С. П. Закон и несовершеннолетние граждане России / С. П. Минина . — СПб, 2007. — 167 с.

16. Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика: Учебник / Ф. А. Мустаева . — М., 2008. — 455 с.

17. Приступа, Е.Н. Социально-педагогическая профилактика девиаций социального здоровья школьника: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д. пед.н.: Спец. 13. 00. 02 / Приступа Елена Николаевна; [Российский государственный социальный университет]. — М., 2008. — 31 с.

18. Рагимова, О. А. Социальное здоровье младших школьников в условиях трансформации российского общества: Монография / О. А. Рагимова . — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 215 с.

19. Сергеева, Т. Б. Социальное здоровье: философский аспект: Учеб. пособие для студентов педиатрического факультета / Т. Б. Сергеева . — Ставрополь: СГМА, 2005. — 188 с.

20. Тетерский, С. В. Методы в социальной работе / С. В. Тетерский . — М., 2006. — 320 с.

21. Технология социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е. И. Холостовой . — М.: Инфра-М, 2006. — 420 с.

22. Холостова, Е. Н. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е. Н. Холостова , Н. Ф. Дементьева . — М., 2006. — 518 с.

23. Храпылина, М. П. Основы реабилитации инвалидов / М. П. Храпылина . — М., 1996. — 329 с.

24. Основы социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Сайт социального педагога. — Режим доступа: http: //social-teacher. ucoz. ru/index/0−8. — Загл. с экрана.

25. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий [Электронный ресурс] // Социальная работа. — Режим доступа: http: //soc-work. ru/publ/33−1-0−109. — Загл. с экрана.

26. Приступа, Е. Н. Педагогическая диагностика личностного социального здоровья ребёнка [Электронный ресурс] / Е. Н. Приступа // Социально-психологическая работа: Статьи. — Режим доступа: http: //www. psyh. kiev. ua/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%83%_%D0%95. — Загл. с экрана.

27. Шанин, Т. Социальная работа как культурный феномен современности [Электронный ресурс] / Т. Шанин // Яблоко. — Режим доступа: http: //yabloko. ru/Themes/History/Shanin/social_work. html. — Загл. с экрана.


Статьи по теме