Утопия Томас Мор Доклад

      Комментарии к записи Утопия Томас Мор Доклад отключены

Утопия Томас Мор Доклад.rar
Закачек 1619
Средняя скорость 6159 Kb/s

Утопия Томас Мор Доклад

Доклад — Литература

Другие доклады по предмету Литература

Перевезенцев С. В.

Томас Мор (14781535 гг.) родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе Церкви . Томас Мор отказался присягнуть королю, как новому главе Церкви , покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 15151516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу.

Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «ou» «не» и «topos» «место». Буквально «Утопия» означает «место, которого нет» и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с «философией Христа».

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: «Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны».

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает «мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает».

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: «Для общественного благополучия имеется один-единственный путь объявить во всем равенство». Равенство предполагается во всех сферах в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной сфере в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы». Более того, «оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего». И «хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т.д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человече�

Перевезенцев С. В.

Томас Мор (1478—1535 гг.) родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора — он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность — он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии — стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе Церкви . Томас Мор отказался присягнуть королю, как новому главе Церкви , покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515—1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу.

Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «ou» — «не» и «topos» — «место». Буквально «Утопия» означает «место, которого нет» и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» — как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с «философией Христа».

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: «Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны».

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает «мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает».

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: «Для общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во всем равенство». Равенство предполагается во всех сферах — в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной сфере — в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы». Более того, «оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего». И — «хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т.д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцов жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы — это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственным телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которого утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о «всеобщей религии». Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: «При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели — к почитанию Божественной природы». И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: «. Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, — без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным». Причем, удивительным образом, философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства, создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую «апологию наслаждения». Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия — это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможность расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопиец прекрасно понимает — его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об «идеальном государстве».

Социальная утопия Томаса Мора

Эпоха позднего средневековья на рубеже между средними веками и новым временем

— эпоха Возрождения — обогатила политическую мыс­ль блестящей и глубоко

оригинальной разработкой принципа социаль­ной гармонии и справедливости на

базе общественной собственности. Этот научный подвиг был совершен Томасом

Мором, выпустившим в 1516 г. знаменитую «Утопию» («Золотая книга, столь же

полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом

острове Утопия»), восемь изданий которой, вышедшие одно за другим, были с

невероятной быстротой раскуплены.

Слово утопия, образованное от греческих корней и означающее «место, которого

нет», стало нарицательным и дало имя целому нап­равлению общественной мысли —

То. что «Утопия» появилась в Англии начала ХУ1 в. не было случайностью. Книга

Мора — не просто игра воображения, это своеоб­разное, хотя и сугубо

умозрительное решение проблем, волновавших его современников.

Т. Мор жил в эпоху первоначального накопления капитала, вар­варского сгона

крестьян с земли в ходе огораживания, ломки сложив­шихся веками социальных

связей. Эти обстоятельства породили обни­щание многочисленных масс населения,

подвергаемых безжалостной эк­сплуатации. И именно в это время вопреки

растущей власти денег и необоримой жажде обогащения Нор заявляет, что только

отказ от час­тной собственности может обеспечить социальную гармонию.

Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье бога­того горожанина,

воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала

Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском уни­верситете, где в

течение двух лет он с увлечением занимался изуче­нием греческой философии и

литературы, был членом кружка оксфорд­ских гуманистов (среди которых был

Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца — видного королевского

судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах

английских легистов.Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.

В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя не­милость Генриха

УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его

назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал

себе репутацию справедливого судьи, «покровителя всех нуждающихся».

В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов

поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его рас­положением, в 1529

г. принимает высшую должность — лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в

невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил

себя главою церкви, Т. Мор, сох­раняя верность своим убеждениям, в 1532 г.

сложил с себя полномо­чия лорда-канцлера.

6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от

присяги королю как «верховному главе» английской церкви). Спустя несколько

веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального

и нравственного ранга, канони­зировала Т. Мора.

«Утопия» написана в форме рассказа о путешествии, который ве­дется от имени

вымышленного лица Гитлодея. Книга делится на две части и в ней преобладают

два круга тем: критика современного Мору обцества; описание государственного

строя на острове Утопия, зате­рянного в просторах Индийского океана.

Мор разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, армии слуг, наемного

войска и безудержное стремление высших классов к роскоши при полном

отсутствии забот о тружениках.

«Существует большое число знатных, — пишет он, — которые живут в праздности,

будто трутни, трудами других, например, держателей своих земель, которых для

увеличения доходов они стригут до живого мяса».

Столь же бескомпромиссен Мор и к первым шагам капитализма на английской почве

— «огораживанию», приводящему к тому, что «овцы пожирают людей».

Критика феодального и раннекапиталистического общества фоку­сируется на

политике государства. По Мору, европейское общество са­мо создало воров для

того, чтобы наслаждаться зрелищем их повеше­ния. Он видит решение проблемы

преступности в упразднении социаль­ных контрастов, заботе о тружениках,

охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных и т. п.

Мор выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно

перевоспитывать, а не устрашать; о соразмерности преступления и наказания: о

замене смертной казни принудительными работами.

Mop подвергает резкой критике феодальных правителей, видящих свое призвание в

завоевании, а не в общественном благоустройстве. Корень социальной

несправедливости Мор видит в частной собственности. «Я полностью убежден, —

говорит Гитлодей, — что распределить все поровну и по справедливости, а также

счастливо управлять делами человеческими невозможно, иначе, как вовсе унич-

2.2. Идеальный общественный и государственный строй.

На острове Утопия нет частной собственности, денежного обра­щения, царит

полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив.

Труд обязателен для всех. Все граждане осва­ивают какое-нибудь ремесло и

поочередно занимаются земледельческим трудом, переселяясь для этого в

сельскую местность на два года. Чтобы не способствовать развитий

собственнеческих инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

Коллективизм воспитывают так­же совместные трапезы граждан.

Все необходимое для жизни главы се­мей получают с общественных складов..

Однако осталость технической базы вынуждает Мора пойти на некоторый

компромисс с принципом равенства. Для исполнения неприят­ных работ утопийцы

прибегают к рабскому труду. Правда, количество рабов немногочисленно. Ими

становятся военнопленные’, граждане Уто­пии, осужденные за преступления (на

острове запрещена смертная казнь).

Политический строй Утопии проникнут принципами демократизма и основан на

выборности всех должностных лиц — от филарха или сифогранта, избираемого

каждыми 30 семействами, до принцепса, который выбирается всеми филархами из

четырех кандидатов, названных наро­дом. Принцепс избирается пожизненно.

Однако он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании.

Остальные должност­ные лица и сенат, состоящий из старых и опытных граждан,

избирают­ся ежегодно. Ни одно важное дело не решается без сената и народного

собра­ния. По всем важным вопросам филархи советуются с главами семейств.

Таким образом, представительная система сочетается с элемен­тами

Главная забота государства — организация производства и рас­пределения.

Наряду с этим оно борется с преступностью, обеспечи­вает охрану страны от

агрессии и проводит внешнюю политику, целью которой является обеспечение

мира. Однако это не мешает утопийцам оказывать вооруженную помощь своим

друзьям во имя защиты справед­ливости. Интернациональная солидарность

утопийцев проявляется и в том, что они дарят седьмую часть своего экспорта

неимущим тех стран, с которыми они ведут торговлю.

По мере того как социалистические идеи завоевывали обществен­ное признание,

вокруг социализма Мора разгоралась острая идейная борьба. В ней можно

выделить два главных направления: одно заклю­чалось в том, чтобы доказать,

что социализм вовсе не был идеалом Т. Мора, а другое — в том, чтобы доказать,

что этот идеал плох.

Видное место в интерпретации «Утопии» принадлежит католичес­кой литературе.

Причислив Мора к лику святых из пропагандистских соображений, католическая

церковь должна была отмежеваться от со­циализма. Поэтому идеологи церкви

пытаются разными способами вну­шить мысль, что коммунизм не является

убеждением Мора, что смысл «Утопии» всего лишь в абстрактной проповеди

братской любви, духа коллективизма и освобождения душ от инстинкта

стяжательства. Второе направление критиков Мора, наоборот, связывает его идеи

с социализмом, причем не только с утопическим, но и с научным, и даже с

реальным. Лейтмотив этих критиков — опасность утопий, их способность

становиться явью и угроза, которую они несут свободно­му развитию человека.

«Утопии могут осуществляться, жизнь идет к утопии, — писал Н. Бердяев — . и

ныне мы стоим перед лицом проб­лемы. мучительной в совершенно новом

отношении: как мы можем избе­жать их действительной реализации ?»

Mop был не только основателем школы утопического социализма, но и

родоначальником ее демократического направления, понимающего социализм не

просто как рациональную организацию общества, но и как средство решения

социальных противоречий, упразднения общест­венного неравенства и

эксплуатации. Мор — демократ и в том смысле, что он построил политическую

систему утопийцев на принципах свободы, равенства и уважения человеческой

Таким образом. Мор внес крупный вклад в историю социализма. Утопические

произведения Томаса Нора и другого крупнейшего филосо­фа-гуманиста — Томмазо

Кампанеллы (1568-1&39) — послужили источни­ком для социально-политических

учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона,Ш Фурье, Р. Оуэна и других

представителей социа­листической мысли.

1. Hop Т. Утопия — М. ЮНИТИ 1998

2. Гвозданный В.А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы —

М. Рос. экон. акад. 1993

3. История политических и правовых учений. Средние века и Воз­рождение — М.


Статьи по теме